Дополнительное сопротивление движению одиночного колеса, имеющего одну точку контакта на поверхности катания бандажа, является линейной функцией синуса угла набегания и коэффициента трения скольжения. Оно не зависит от диаметра колеса. Дополнительное сопротивление одиночного колеса с двумя точками контакта при средних значениях угла набегания является примерно линейной функцией коэффициента трения, синуса угла набегания, тангенса угла профиля гребня и отношения осевой нагрузки к радиальной. При малых углах набегания (менее 1°) линейность нарушается. При неизменной ширине колеи и отношении поперечной силы к весу для одиночной вагонетки произведение дополни-. тельного сопротивления на радиус кривой можно считать постоянным. То есть сопротивление движению обратно пропорционально первой степени радиуса. Возможно вас заинтересует строительство коттеджей.
Работа сил сопротивления движению не зависит от радиуса, а только от угла поворота кривой. То есть при одинаковом продольном уклоне путей потеря скорости вагонетки на кривой не зависит от радиуса, и для определения величины радиуса вопрос сопротивления движению не является определяющим. От радиуса кривой зависит износ рельсов, поэтому по соображениям износа радиус кривой следует принимать в зависимости от пропускной способности откатки и срока службы рельсов.
Величина номинальной ширины колеи (600, 750 или 900 мм) практически не оказывает влияния на дополнительное сопротивление движению. Уширение колеи на кривых устраивать не следует - это вредно сказывается на работе колес и может повысить (на 15% и более) сопротивление движению и, главное, вызывает крайнюю неравномерность износа наружного и внутреннего рельсов (до 10 : 1 и более), резко увеличивает силу удара при входе вагонетки в кривую.