Излом деталей, работающих при знакопеременных нагрузках, происходит обычно по сечениям, расположенным в зонах с концентрированными местными напряжениями. Одним из способов, существенно повышающим сопротивление деталей усталости, является холодная обработка поверхности давлением в районе концентрации напряжений. Для примера можно привести данные И. В. Кудрявцева о повышении усталостной прочности вагонных осей за счет обкатки подступичной части. Как известно, тугая посадка ступицы снижает предел выносливости оси, особенно у внутренней торцевой плоскости ступицы колеса. Опыты показали, что предварительная обкатка подступичной части увеличила срок службы оси в 25 раз, скорость развития трещины и глубина ее уменьшились в несколько раз. То же самое было установлено при обкатке пальцев паровозных кривошипов. Предел усталости пальцев после обкатки оказался в два раза больше предела усталости необкатанного пальца. Смотрите папиллома фото.
Значительное повышение предела усталости было получено также обкаткой галтелей и разгружающих надрезов. По тем же данным обкатка стальных деталей повышает их сопротивление коррозийной усталости. Так, при глубине наклепа 0,2-0,3 мм обкатанные образцы показали при испытаниях на воздухе и в воде одну и ту же величину предела усталости, в то время как необкатаиные образцы при испытаниях в воде снизили свой предел усталости по сравнению с испытаниями на воздухе почти вдвое.
По данным проф. Одинга, обкатка повышает предел усталости образца в воде более чем в 4 раза. Объяснить это явление можно, во-первых, появлением остаточных сжимающих напряжений, которые закрывают поры на поверхности металла и уменьшают чувствительность ее к коррозийным повреждениям, и, во-вторых, сглаживанием поверхности. Опыты показали, что предел усталости стали марки 1045 для диаметров до 50 мм может быть повышен обкаткой на 24-32%.