В литературе по технической кибернетике дается подробная классификация систем адаптации. Многообразие задач системы адаптации и методов их решения делают общую классификацию очень сложной. Рассмотрим классификацию систем адаптации применительно к конкретной задаче, связанной с нахождением оптимального состава горючей смеси для автомобильных двигателей.
Здесь отличительной особенностью систем автоматической адаптации является закон регулирования, изменяемый самой системой. Это дает возможность применить эти системы для автоматического обеспечения экстремальных значений интересующих нас показателей двигателя, Для автомобильного двигателя, работающего преимущественно на частичных и быстро изменяющихся режимах, данная задача осложняется тем, что при максимальной топливной экономичности, соответствующей данному установившемуся режиму, невозможно обеспечить требуемые динамические свойства двигателя, т. е. способности наиболее быстрого перехода с одного режима работы на другой. Поэтому практическое распространение получили пока программно-адаптивные системы, например, по критерию детонации или стехиометрическому составу горючей с меси .
Рассмотрим системы, обеспечивающие экстремальное значение показателей топливной экономичности без учета резких переходных процессов, т. е. на установившихся режимах. Поскольку дать заранее точное математическое описание связи экстремального параметра, например, удельного расхода топлива, с параметрами, влияющими на его изменение, не представляется возможным, системы оптимизации с фиксированным экстремальным значением рассматриваться не будут.