Водитель изменяет скоростной и нагрузочный режимы двигателя путем управления дроссельной заслонкой. Основные показатели двигателя при каждом сочетании скоростного режима и положения дроссельной заслонки зависят от состава горючей смеси и угла опережения зажигания, управление которыми осуществляется соответствующими автоматическими системами.
Однако показатели двигателя зависят и от значительного числа других факторов, поэтому управление по всему комплексу факторов не может быть в полной мере обеспечено традиционными механическими, гидравлическими и пневматическими регуляторами, а требует применения современных микропроцессорных систем. С помощью этих систем можно учитывать особенности завесы, конструкции, технологии изготовления и эксплуатации автомобильного двигателя. Самое главное - современные электронные системы способны к изменению программы действия: они могут адаптироваться к условиям эксплуатации, способны к логическим действиям, т. е. присутствуют признаки интеллекта.
Автомобильный двигатель как объект автоматического управления. Автомобильный двигатель функционирует в составе сложной системы автомобиль-водитель-дорога. Сам двигатель можно рассматривать как некоторую систему, состоящую из подсистем (системы топливоподачи, зажигания, охлаждения и т. д.), которые взаимосвязаны друг с другом и образуют при функционировании единое целое. При этом следует помнить, что сам двигатель выполняет функции силового агрегата автомобиля, т. е. является подсистемой системы „Автомобиль”, поэтому управление двигателем в отрыве от автомобиля не имеет смысла.