Фиг. 151 соответствует паре спиральных конических шестерён, основные параметры которых были приведены выше (числа зубьев 7 и 45, модуль 8,5). Часть чертежа вправо от вертикали, проходящей через центр шестерни, представляет собой разрез шестерни плоскостью, перпендикулярной оси, проходящей через точку зацепления В в конце линии зацепления АВ; эту плоскость будем называть нормальной плоскостью шестерни. Рассматриваемая точка В ведущей шестерни движется по касательной к окружности, описанной из центра шестерни и проходящей через эту точку, и её скорость ВС больше окружной скорости по начальной окружности в отношении радиуса О В к радиусу начальной окружности О А:
Следовательно, искомый угол составляет 4°5/. Если бы точка В на ведомой шестерне перемещалась в нормальной плоскости ведущей шестерни, её скорость нужно было бы отложить по горизонтали, проходящей через точку Ву направо. Учитывая отклонение направления скорости, отложим точку В под углом 4°5 к горизонтали и спроектируем вектор ВС на горизонталь. Это даёт составляющую скорости в точке В в нормальной плоскости ведущей шестерни ВОу равную 0,9888 V. Если соединить точки О и Е, длина линии ОЕ, будет представлять скорость скольжения профилей зубьев в нормальной плоскости ведущей шестерни. Скорость скольжения может быть определена непосредственным измерением по чертежу, но с большей точностью она может быть подсчитана тригонометрически. Треугольник ВОЕ известен, так как известны две его стороны и угол между ними, равный углу удаления 26°17/. Отсюда ОЕ = 0,645 V. Возможно вам понадобится ремонт детских колясок.
Найденная величина скорости скольжения профилей лежит в нормальной плоскости ведущей шестерни, составляющей угол Т = 8°5Г с профилем зуба. Истинная высота профиля имеет меньщую величину, чем высота его сечения нормальной плоскостью, и поэтому истинная скорость скольжения профилей меньше, чем подсчитанная выше величина.