Термин «диференциальный механизм» или «диференциал» в его широком смысле означает приспособление, которое иозволяет передавать крутящий момент от одного ведущего вала двум ведомым валам в обоих направлениях вращения, сохраняя оба ведомых вала независимыми один от другого в отношении их числа оборотов. Чтобы располагать достаточной тяговой силой при всех условиях работы, желательно передавать крутящий момент по меньшей мере двум колесам;также при езде по кривой необходимо, чтобы одно колесо вращалось быстрее чем другое, так как иначе одна шина должна была бы скользить но дороге, чтобы компенсировать разницу в длине кривой, описываемой внутренним и внешним колесами. Более того, если бы не было такого диференциаль- ного механизма и оба колеса были бы жестко закреплены на общей приводной оси или валу, автомобиль не мог бы легко управляться рулевым механизмом и появилось бы сильное стремление к скольжению со стороны передних (поворотных) колес.
Имеются два обычных типа диференциалъного механизма: с конической и цилиндрической передачей, из которых первый находит значительно большее применение. Эти диференциальные механизмы, называемые также уравнительными механизмами, передают одинаковые крутящие моменты обоим ведомым валам при всех условиях работы. Существует другой тип диференциала, который, когда диофант описывает кривую, передает крутящий момент только внутреннему колесу и, если одно колесо теряет тяговое усилие, продолжает передавать крутящий момент другому колесу и в этом отношении отличается от обычного типа. Это специальный тип диференциала со свободным ходом будет описан в последней части этой главы.
Диференциал с конической передачей состоит из двух конических зубчатых колес, называемых нолуосевыми шестернями, установленными на полуосях одна против другой, и различного числа конических шестерен (сателитов), сцепляющихся с обеими полу- осевыми шестернями. Обычно применяются две или четыре шестерни, помещаемые на равном расстоянии но окружности. Шестерни могут вращаться на радиальных пальцах, зажимаемых наружными концами между двумя половинами диференциальной коробки. Последняя снабжена ступицами, опирающимися на шариковые или роликовые подшипники в картере задней оси, и фланцем, к которому могут быть прикреплены ведомые конические червячные шестерни и пр.